Загадка, не имеющая отгадки
Если бы понадобилось найти одно-единственное произведение, отмечающее конец античного мира и начало христианства или, скажем, смену иконописи светской живописью в России, — вероятно, пришлось бы выбирать из множества равнозначных памятников. По отношению к искусству 20 века дело обстоит иначе. Здесь способна представительствовать только одна картина — «Черный квадрат», первый и самый прославленный супрематический «знак» Малевича (полотно вышло в свет в 1915).
С данным полотном могла конкурировать только картина «Фонтан» М. Дюшана, которая была написана в 1913 году. Эта картина является образцом реди-мейда и «Башня» В. Татлина (написанная в 1919-1920). Но обе эти картины не имеют по большому счету никакого отношения к творчеству Малевича. Что касается «Квадрата», то он являет собой зримую границу старого и нового: технически выполненный как картина - маслом на холсте, - он в то же время полностью порывает с назначением живописи и шире - изобразительного искусства: он ничего не изображает и не живописует. «Квадрат» превосходит множество картин того времени. Это четкое направление 20 века в искусстве. С ним не мог сравниться даже польский уиизм, и минимализм, и оп-арт, и концептуализм, и многое другое. Не случайно нынешние художники так часто помещают его в качестве знака на свои полотна и объекты.
«Квадрат» на протяжении долгого времени вызывает вопросы у зрителя и критиков. И главный из них относится к его смыслу. Существует ли смысл в произведениях? Можно ли его сформулировать без ссылок на историю, значение, известность, влияние? Картина Малевича написана довольно просто. Но она не предполагает наглядного объяснения. Картина призвана обратить свое внимание не на глаз зрителя, а на его мозг. Но произвольная фантазия не сможет вам ничего объяснить. Стоит обратиться к истории данной картины.
О том, как была написана картина ничего не известно. Историки установили лишь небольшую часть. Судя по наличию красочного нижележащего слоя, Малевич написал его поверх многоцветной композиции. Можно сказать, что Малевич действовал довольно импульсивно, необдуманно. Вопрос технологии перед ним не вставал. Квадрат накрыл собой остатки раздробленного, уже почти уничтоженного предметного мира. Историки считают это довольно радикальным жестом. Ученики Малевича пересказывали его слова: «Я неделю не мог спать, есть, я хотел понять то, что я сделал <...> » .
Шок автора понятен любому зрителю. С самого первого появления картины на публике, она стала объектом напряженных размышлений. Тогда название картины было «Четырехугольник». Перечислить все мнения об этом полотне просто невозможно. У самого автора было множество теорий на этот счет. Как известно, Малевич выводил происхождение «Черного квадрата» из оформления оперы «Победа над солнцем» (для одного из действий он выполнил эскиз занавеса с изображением квадрата). Первое назначение картины элементарно: это антитеза Солнцу (что открывает широкое поле для образно-символических интерпретаций). Однако сразу же после создания «Черного квадрата» в письме к Матюшину Малевич характеризует его иначе. Он назвал полотно зародышем всех возможностей. Малевич все больше осознает чистоту воплощения идеи беспредметности: «Квадрат» ценен именно тем, что ничего не значит, он просто есть.
В брошюре «От кубизма к супрематизму» невозможно найти хоть слово о символике. Позже Малевич будет приводить странный пример, который он очень любил. Пример таков: «вот стул — его в природе нет, его изобрел человек. Геометризм нового направления также связан с противоборством, а не подражанием природным формам». Но уже в следующей брошюре Малевич меняет свое мнение, а также мифологизирует свое творение, представляя его воплощением жизни и противопоставляя мертвечине прежней живописи — «мертвописи». Не только природа, но и плоскость, краска, мрамор превращаются у маэстро в неопределенные живые существа, настоятельно требующие свободы и стремящиеся к самостоятельному существованию.
В 1919 году у Малевича появляется новая тема. Понятие экономии (которое пришло к Малевичу благодаря газетной лексике) означает примерно следующее. Минимальная затрата труда, простота исполнения при новизне идеи — вот что способно стать критерием оценки любой вещи и любого явления, его «совершенства». Это ставит «Черный квадрат» на первое место, как будто это универсальное воплощение названного принципа. Когда «Квадрат» появился на публике в первый раз, названный Малевичем «иконой моего времени», он был воспринят многими как выражение нигилизма, но теперь он соединяется в сознании автора с мыслью о беспредметной — непознаваемой — сущности мира и Бога.
Малевич не забывал о "Черном квадрате" на протяжении всей своей жизни. Он упоминал о нем в различных темах, показывал на многочисленных выставках. Малевич осознавал особое качество своей картины. Полотно впитывало всю мысль зрителя, отвечало за его творческий подъем. «Когда я говорил Малевичу, что его черный квадрат есть буддийская религиозная эмблема, он широко открывал глаза. А эмблема эта существует тысячи лет», - вспоминал один из знакомых Малевича П. Мансуров. Однажды на лекции для студентов, Малевич рассказывал о том, что хотел передать в этой картине «бесконечность и вечность». Он не раз повторял, что если смотреть на "Черный квадрат" сосредоточенно, не отвлекаясь ни на что, как в "камере обскура", то, в конце концов, начнешь это чувствовать».
Одно из самых лучших и точных высказываний об этом полотне принадлежит художнику Э. Гороховскому. Он говорил: «Эта картина, несомненно, есть и будет таинственным, притягательным, всегда живым и пульсирующим объектом человеческого внимания. Она ценна тем, что имеет огромное количество степеней свободы, где теория самого Малевича является частным случаем объяснения этой картины. Она обладает такими качествами, наполнена такой энергией, что дает возможность объяснять и интерпретировать ее бесконечное количество раз на любом интеллектуальном уровне, и главное — провоцировать людей к творчеству.
По поводу «Черного квадрата» написано огромное количество статей, книг и прочего, создано много картин, вдохновленных этой вещью, и чем больше проходит времени со дня ее написания, тем больше необходима нам эта загадка, не имеющая отгадки или, наоборот, имеющая их бесконечное количество». Уникальность картины Малевича состоит в том, что она имеет большое количество возможных интерпретаций. Стоит предположить всего одну.
Очень часто можно услышать, что «Квадрат» является объектом тоталитарного мышления, а не как ни проявления «воли к власти». Может быть, стоит предположить, что это произведение является воплощением идеи диалога. А, может быть, и наоборот. Может быть, это диалог зрителя и художника, а не художника и природы или других художников. Кажется, что история черного квадрата не может закончиться. Он, как персонаж оперы «Победа над солнцем», является путешественником по всем временам и векам.
Подготовлено при содействии http://elstudy.ru/
Живопись Казимира Малевича Цветущие яблони. | Материнство. | Три головы. |