Музей
(по-латински museum, от греческого museion — храм муз)
Научно-исследовательское и научно-просветительное учреждение, осуществляющее собирание, комплектование, хранение, изучение, экспонирование и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры и прочего, систематизированных определенным образом. Коллекции художественных музеев составлены чаще всего из произведений изобразительного искусства (живописи, графики, скульптуры), предметов декоративно-прикладного искусства, архитектуры. Слово музей происходит от греческого mouseion, что означало «храм музы». С начала эпохи Возрождения (Ренессанса) слово приобрело современное значение.
Сначала это понятие обозначало коллекцию предметов (экспонатов) по искусству и науке, затем, с XVIII века, оно включает в себя также здание, где располагаются экспонаты. С XIX века присоединилась научно-исследовательская работа, проводимая в музеях. А с шестидесятых годов XX века началась педагогическая деятельность музеев (специальные проекты для детей, подростков и взрослых). С развитием компьютерной техники и Интернета появились также виртуальный музей на CD-ROM или в Интернете.
Многие музеи размещаются в исторических зданиях: дворцы-музеи в Версале, Петродворце, Пушкине, Павловске, Кусково, Останкино, Архангельском. Историко-архитектурные музеи-заповедники в Ростове, Ярославле, Владимире, Суздале включают в свой комплекс обширную территорию парка или города. Существуют музеи архитектуры под открытым небом, например комплексы пирамид и храмов Древнего Египта в Гизе, Акрополь в Афинах, римские форумы, памятники деревянного зодчества на русском Севере (остров Кижи) и другие. Помимо крупнейших музеев с комплексной универсальной коллекцией (Лувр, Эрмитаж) почти в каждой стране существуют музеи национального и современного искусства. Специализация музеев может быть достаточно узкой (музеи народного искусства, художественных промыслов, театральные, краеведческие, мемориальные, посвященные творчеству одного мастера,— музеи И. Репина «Пенаты», Э. Делакруа, О. Родена в Париже, музей одной картины и т.д.).
История создания музеев.
Античный период.
Первый музей в качестве учебного заведения был основан в Александрии Птолемеем I приблизительно в 290 году до нашей эры. В него входили жилые комнаты, столовые помещения, помещения для чтения, ботанический и зоологический сады, обсерватория и библиотека. Позднее к нему были добавлены медицинские и астрономические инструменты, чучела животных, статуи и бюсты, которые были использованы для обучения. В отличие от других научных школ, музей субсидировался государством, и учёные получали жалование. Главный жрец (директор) назначался Птолемеем. К I в. до н.э. библиотека музея насчитывала более 700 тысяч рукописей. Музей и большая часть Александрийской Библиотеки были уничтожены приблизительно в 270 году нашей эры. В античной Греции по традиции в храмах богов и муз располагались статуи, картины и другие произведения искусства, посвященные этим богам или музам. Позднее в античном Риме к этому добавились картины и скульптуры, расположенные в городских садах, римских банях и театрах. Гостям в виллах богатых и знатных людей того времени часто демонстрировались произведения искусства, захваченные во время войн. Римский император Адриан дал приказ создания копий произведений искусства, видимых им в Греции и Египте. Вилла Адриана представляла собой прототип современного музея.
Средние века.
В средние века произведения искусства (ювелирные изделия, статуи и манускрипты) были представлены для обозрения в монастырях и церквях. С VII века здесь также были выставлены предметы, захваченные в войнах. В военные времена из этих запасов были оплачены выкупы. Так сокращались или увеличивались запасники. Например, сокровища Реймсского собора (по-французски Notre-Dame de Reims) зависели от военного успеха французов.
Галереи и кабинеты.
В ранней период Ренессанса Лоренцо де Медичи дал указания по созданию в Флоренции Сада Скульптур. В XVI веке было модно размещать в больших и длинных коридорах дворцов скульптуры и картины. В XVII веке при строительстве дворцов стали специально планировать помещения для коллекций картин, скульптур, книг и гравюр. С этого момента понятие «галерея» стала применяться также и в коммерческом смысле.
К этому времени в княжеских особняках стали специально создавать помещения для произведений искусства. Эти помещения стали называть кабинетами (по-французски cabinet — соседняя комната). В начале кабинетом был шкаф для хранения маленьких предметов искусства. Затем кабинетами стали называть комнаты. Сначала в конце XVI века кабинеты стали распространяться в Италии, а вскоре и по всей Европе. В Германии наряду с предметами искусства стали создавать коллекции необычных вещей — Wunderkammer. Галереи и кабинеты поначалу служили для личных развлечений, но к концу XVII — началу XVIII века приняли общественный характер.
Первые современные музеи.
В XVIII веке публичные музеи стали неотъемлемой частью общественной жизни. В 1750 году в Париже картины во Дворце Люксембурга были два дня в неделю разрешены для показа публике (в первую очередь для студентов и деятелей искусства). Позже они были переданы в коллекцию Лувра, где находятся экспонаты из королевской коллекции Франца I из XVII века. Первым музеем нового типа был Британский музей в Лондоне (открыт в 1753 году). Для его посещения нужно было сначала письменно зарегистрироваться. Во времена Французской революции и под её влиянием Лувр (открыт в 1793 году) стал первым большим публичным музеем.
Пергамский Алтарь в Пергамском музее в Берлине.
|
Государственный исторический музей в Москве.
|
Музей Лувр в Париже.
|