БиографияКнигиО творчествеКазимир МалевичЧерный квадратГалереяГостевая
 

A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Витраж


(от французского vitrage или от латинского vitrum - стекло)

Витраж Орнаментальная или сюжетная декоративная композиция из стекла или другого материала, цветного или подвергнутого обработке, пропускающая свет и использующаяся для заполнения оконных, дверных проемов, перегородок, световых фонарей верхнего света и в декоре мебели. Может существовать и как самостоятельная композиция в интерьере здания или на открытом воздухе; может быть плоским и объемным (литым) в зависимости от характера используемого стекла. Стекла витража обычно скрепляют в специальных переплетах - каркасах (свинцовых, деревянных и др.). Составляются из кусков стекла разного цвета, часто дополнительно раскрашены; используются также различные механические и химические способы (травление кислотой) нанесения изображения на стекло.

Простейшие витражи встречаются в Древнем Египте. Широкое распространение витраж получает в раннехристианских базиликах Рима и Равенны. Высокий художественный уровень витража - в соборах Франции (часовня Сан Шапель, Шартр, Бурж, 13 в.). Выделяются витражи Швейцарии, Италии (Сиенский и Миланский соборы).

В России витраж появляется в середине 19 в. (молельня в Александровском дворце в Царском Селе, Исаакиевский собор). Огромная коллекция витражей использована в окнах павильона "Арсенал" в Царскосельском Александровском парке. Витражи распространяется в России в эпоху историзма, ими украшались православные и инославные храмы. Очень большое распространение получает витраж в эпоху модерна, применяясь особенно часто в отделке лестниц доходных домов. Витражный световой фонарь украшает даже буддийский храм в Санкт-Петербурге.

Витражи собора Сен Этьен С давних пор витраж использовался в храмах. В раннехристианском храме окна заполнялись тонкими прозрачными пластинами камня (алебастра, селенита), из которых составляли орнамент. В романских храмах (Франция, Германия) появились сюжетные витражи. Многоцветные, большие по размеру витражи из разнообразных по форме стекол, скрепленных свинцовыми перемычками, являлись особенностью готических соборов. Чаще всего готические витражи изображали религиозные и бытовые сцены. Они размещались в огромных стрельчатых окнах, так называемых «розах». В эпоху Возрождения витраж существовал как живопись на стекле, применялась техника выскабливания по специально покрашенному разноцветному стеклу.

Впоследствии витражи стали распространенным элементом в убранстве православных храмов, а иконографическая схема витража Исаакиевского собора часто использовалась при росписи алтарных окон русских церквей в разных городах России.

Древняя техника витража — мозаичный набор из фигурных кусочков стекла — стала активно использоваться и для многих предметов прикладного назначения: мебели, каминных экранов, ширм, зеркал, музыкальных инструментов, ювелирных украшений. А после усовершенствования способа соединения стекол между собой витражная техника стала применяться не только для плоских поверхностей, но и для объемных предметов — ламп и светильников самых причудливых форм.

Русские витражи конца XIX — начала ХХ в. отразили основные принципы стиля модерн. Основой его художественной и декоративной практики было подражание природным формам во всем многообразии их проявлений. Круг иконографических мотивов витражей этой эпохи чрезвычайно широк. Цветы и ветки растений, сплетенные в сложном рисунке стебли или орнаментально упорядоченные мотивы, беспредметные композиции с текучими, плавно изгибающимися линиями, часто образующие букву «омега» — основной набор изображений на витражах стиля модерн. Наряду с ними существовали и другие — геометрические композиции, вариации на тему готической стрельчатой арки, стилизованные изображения гербов, пейзажные композиции. Фигуративные композиции сохранились в нашей стране в незначительном количестве: один из самых эффектных сюжетных витражей посвящен античной мифологии и находится в ресторане гостиницы «Европейская».

Типы витражей:

  • Классический витраж - образован прозрачными кусками стекла, удерживаемыми перегородками из мягкого металла или пластика;
  • Расписной витраж - на поверхность стекла наносится рисунок прозрачными красками;
  • Накладной витраж - получается по технологии фьюзинга, иногда наклеиванием элементов на основу;
  • Плёночный витраж - на поверхность стекла наклеивается свинцовая лента и разноцветная самоклеящаяся пленка (английская технология);
  • Комбинированный витраж.

Витраж Кельнского собора
Витраж
Кельнского собора.

Витражи Миланского собора
Витражи
Миланского собора.

Витраж Исаакиевского собора
Витраж
Исаакиевского собора.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Главная > Гостевая > Словарь
Поиск на сайте   |  Карта сайта
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Казимир Малевич. Сайт художника.